Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поддержать автора
через Яндекс-деньги через Visa и MasterCard
Архив записей
Пятница, 29.03.2024, 01:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Катушки поехали
Главная » 2012 » Октябрь » 22 » О мамонтах-катальцах (история велотуризма)
11:02
О мамонтах-катальцах (история велотуризма)
В 1882 году семь членов Санкт-Петербургского велосипедного общества, родившегося незадолго до этого, отправились к водопаду Иматра в 270 верстах от Петербурга. Вероятно, эту поездку группы велосипедистов и следует считать исходной вехой организованного велотуризма в нашей стране.
Летом 1883 года в Москве были проведены первые соревнования велосипедистов, а пятеро энтузиастов совершили велопоход до Сергиевского посада (ныне Загорск). На следующий год в Москве, а затем и в других городах России были созданы общества велосипедистов- любителей. Велосипед увлекал все больше представителей тогдашней молодежи.

Иногда утверждается что история велотуризма в России начинается с 4 марта 1895 г., когда в Санкт-Петербурге было основано сообщество «Русский туринг клуб», которое к 1899-му году расширилось с 27 до 1000 человек.

В конце XIX века на смену громоздким и неуклюжим «паукам» стали появляться велосипеды современных очертаний с цепным приводом на заднее колесо.

В 1888 году был открыт Московский клуб велосипедистов, который стал одной из самых активных велосипедных организаций конца XIX века. В 1892 году вышел первый номер журнала «Велосипед». Появляются также журналы «Самокат», «Циклист». В середине 90-х годов в Москве и Риге началось производство отечественных велосипедов, правда, на первых порах из импортных деталей. В 1895 году в Петербурге было основано общество велосипедистов-туристов Русского туринг-клуба с отделениями в Москве, Киеве, Риге и других городах, которое спустя четыре года начало издавать собственный журнал «Русский турист». В редакционной статье в первом номере было опубликовано обращение к читателям: «Мы будем рады печатать в «Русском туристе» описания путешествий наших товарищей, каким бы способом передвижения они ни пользовались, — на велосипеде, и самодвижущемся экипаже, на лошади или пешком, лишь бы только эти путешествия давали нам какие-либо сведения о дорогах и вообще об условиях туризма в нашем отечестве...» Журнал сыграл большую роль в развитии туризма в России. В нем давались различные советы по уходу за велосипедом, подробно рассказывалось о дорогах, публиковались отчеты о дальних путешествиях.
 

В 90-е годы прошлого столетия уже совершается немало дальних велосипедных пробегов. В 1893 году В. Кавский и Н. Похильский отправляются на велосипедах из Москвы в Петербург. Осенью 1894 года брат В. Кавского Ф. Кавский и А. Докучаев проехали от Петербурга до Парижа, затратив на маршрут длиной 2 800 верст 18 дней. 

В 1895 году первое велопутешествие осуществляет женщина: по Военно-Грузинской дороге из Тифлиса во Владикавказ и обратно проехала А. Акрынова 


До 1894 года женщин к занятиям велосипедом не допускали
потому что догадывались что из этого получится. 


В 1896 году иркутские велосипедисты В. Распопин и М. Алфимов по трудным сибирским дорогам приехали в Москву. Велосипедные спорт и туризм становились все более популярными.
В 1911 —1913 годах впервые наш соотечественник О. Панкратов совершает кругосветное путешествие на велосипеде. Выехав из Харбина в июне 1911 года, он пересек Сибирь, доехал до Петербурга, далее его путь лежал через Германию, снежные перевалы Альп, Италию и другие европейские страны. Из Англии он переправился на пароходе в Северную Америку, где совершил переход по пустыне Небраска и через заснеженные горы Сьерра-Невада, затем появился в Японии и в июле 1913 года финишировал в Харбине. За этот туристский подвиг Международный союз велосипедистов наградил его бриллиантовой звездой.

Следующее кругосветное велопутешествие наши соотечественники совершили уже в советское время. Студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг в 1924 году отправились из Москвы на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году. Знаменательно, что путешествие совершалось на отечественных велосипедах, серийный выпуск которых начался в Харькове в 1924 году.

В те годы возобновило работу Российское общество туристов (РОТ), в которое было преобразовано в 1901 году общество велосипедистов-туристов. В середине двадцатых годов оно состояло в основном из интеллигенции, рабочих в нем почти не было. Поэтому в 1927 году «Комсомольская правда» развернула на своих страницах кампанию по вовлечению в РОТ молодежи, и количество его членов к маю 1928 года резко выросло с 500 до 12 000 человек в основном за счет рабочей и учащейся молодежи. В 1929 году на основе РОТ было создано Общество пролетарского туризма РСФСР, а в 1930 го ду — Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

В конце 20-х — начале 30-х годов в городах страны создавались велосекции, быстро росло число туристских ячеек на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, воинских частях, в которых были и секции велотуристов. Молодые рабочие и служащие разных организаций и предприятий, получив велосипеды, изучали литературу по обращению с веломашиной, составляли маршруты, устраивали вылазки за город. Слеты с участием велосипедистов проводили военнослужащие. В Москве в массовом празднике туризма, который был организован весной 1930 года, активное участие приняли велосипедисты. В Ленинграде 1 мая 1931 года был создан «велополк» в количестве 1 800 человек, который принял участие в демонстрации, а 2 мая велосекция города устроила массовую вылазку в Лахту. В городах организовывались велостанции для проката велосипедов. Немалое внимание в те годы уделяли велосипеду профсоюзы, ставя задачу объединить велосипедистов-одино- чек и принимая участие в организации для них велоэкскурсий и велопрогулок.

И конечно, велотуристы разных городов отправлялись в те годы в дальние путешествия. В 1928 году первое путешествие по Крыму совершает А. Власов, впоследствии первый мастер спорта по велотуризму. В каких только районах страны не побывал этот неутомимый путешественник! Им написано много книг и учебных пособий, по которым выучилось не одно поколение велотуристов нашей страны. 10 октября того же 1928 года в трехлетнее труднейшее путешествие вдоль границ нашей обширной страны отправляется Г. Травин.

В апреле 1932 года состоялся 1-й Всесоюзный съезд ОПТЭ. Съезд констатировал, что общество пролетарского туризма и экскурсий выросло и окрепло — к началу 1932 года оно объединяло 8 тысяч ячеек, а всего в нем было 800 тыс. членов. На съезде говорили о необходимости усилить развитие самодеятельного туризма, в том числе велосипедного, который отставал от других видов путешествий. Туристский журнал «На суше и на море» писал о необходимости организации систематических массовых загородных экскурсий на велосипедах, агитационных веловылазок в колхозы, поднимал вопросы о создании плановых велоэкскурсий, о начале производства складных машин.

В 1936 году ОПТЭ было ликвидировано, а вопросы, связанные с туризмом, были переданы профсоюзам. При ВЦСПС было организовано Туристско-экскурсионное управление. Впоследствии была создана Всесоюзная секция туризма, а практическая туристская работа велась в спортивных обществах. Основное звено — туристская (туристско-альпинистская) секция — существовало при низовом совете спортобщества на предприятии или в учебном заведении.

В 30-е годы продолжают устраивать дальние велопробеги, но в них все чаще отправлялись не в одиночку или вдвоем, а группами.

Выпуск велосипедов в стране рос, к велоспорту и велотуризму приобщалось все больше молодежи, увеличивалось число пробегов и походов разной длительности и протяженности.

В марте 1939 года Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта утвердил Положение о значке «Турист СССР», туризм нашел свое место в новом комплексе ГТО, введенном с 1 января 1940 года. В частности, велотурист для выполнения норм должен был совершить поход протяженностью 60—70 км.

Еще не кончилась война, а советские профсоюзы в апреле 1945 года приняли решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. В 1949 году самодеятельный туризм вошел в Единую спортивную классификацию СССР. Начали действовать туристские секции на местах. В начале пятидесятых годов один за другим в крупных городах стали создаваться туристские клубы, в них формировались и велотурист- ские секции, прежде всего в Москве, Ленинграде, Горьком, Алма-Ате, Харькове.
В 1962 году туристско-экскурсионные управления были реорганизованы в советы по туризму, а в ВЦСПС образован Центральный совет по туризму (с 1969 года — Центральный совет по туризму и экскурсиям). Самодеятельный туризм окончательно перешел под опеку профсоюзов. В 1976—1977 годах при советах по туризму и экскурсиям создаются федерации туризма, в том числе при Центральном совете по туризму и экскурсиям, которые возглавили всю организационную работу по самодеятельному туризму. При федерациях организуются комиссии по видам туризма и разделам работы. Создание большинства областных и республиканских комиссий велотуризма приходится на последующие после создания федераций годы — конец 70-х и начало 80-х годов.

Просмотров: 893 | Добавил: igrek
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz