Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поддержать автора
через Яндекс-деньги через Visa и MasterCard
Архив записей
Пятница, 29.03.2024, 15:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Катушки поехали
Главная » 2016 » Октябрь » 26 » Кто заплатит за недострой?
23:20
Кто заплатит за недострой?

Чиновники придумывают все новые поборы с населения

Дефицит бюджета требует средств на покрытие неотложных расходов. Чиновники же вместо того, чтобы развивать производство, урезают социальные выплаты, придумывают все новые поборы с населения в виде штрафов, сборов, повышают цены на табак и спиртное, налоги на недвижимое имущество. Только за 11 месяцев прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2014-го сборы одного только налога на имущество физлиц выросли на 16 процентов (бюджет получил от него 28,3 млрд рублей).

Очередное повышение кадастровой стоимости земли и всего, что на ней построено частником, проходит со скандалами. Перед тем как повысить налоговую нагрузку на населения, государство успело потренироваться на предпринимателях, пересчитав их недвижимость по кадастровой стоимости. В результате бизнес первым столкнулся с проблемой массового завышения стоимости земли и строений.

Практика показала, что кадастровую стоимость собственности можно устанавливать с любой погрешностью в любую сторону без каких-либо последствий и ответственности перед налогоплательщиками.

Некоторые жители возмущены, почему сотка земли, которую они покупали за 30 тыс., теперь оценивается в сто тысяч руб. и с этой суммы взимают налог. В Тамбове, например, вдруг элитными стали квартиры дороже 2,5 млн руб. Впрочем, никого не заставляют соглашаться с выставленной суммой налога. В одном конверте с налоговым уведомлением рассылают бланки заявления, в которое любой недовольный налогоплательщик может вписать свою претензию. Но прежде должен заплатить указанную в платежке сумму.

Процесс оспаривания может растянуться на годы. Да и обойдется недешево. Отчет оценщика по самой простой квартире в самой дешевой оценочной компании стоит 5 тыс. руб., оценка зданий – 200 тысяч. В рамках суда назначение экспертиз по определению правильности предоставленного заявителем отчета и определению стоимости объекта недвижимости тоже недешево – от 25 тыс. руб. до 200 тыс. руб. в зависимости от предмета оценки. Плюс юридическое сопровождение – от 15 тыс. руб. до 300 тыс. руб. в зависимости от региона и объема работы.

Столкнувшись с такими расценками, у многих отпадает всякое желание тягаться с налоговой. Не понятно, почему люди должны вначале заплатить за чужие ошибки, а потом ещё и бегать по судам в поисках справедливости? В материалах проверки Счетной палаты описан случай, когда два похожих строения с одинаковой площадью, расположенные на одном земельном участке в Махачкале имели разную кадастровую стоимость – 20,8 млн. и 8,5 млн. руб. и чиновники не обращали на это внимания. Подобные ошибки сегодня не редкость. В то же время контрольное ведомство обращает внимание на небывалый рост числа обращений граждан в суды и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

За 2014 – 2015 гг., как отмечает Счетная палата, владельцам недвижимости удалось добиться снижении кадастровой стоимости в отношении десятков тысяч объектов недвижимости. Тем самым, налогооблагаемая база за двухлетний период, по данным Росреестра, совокупно уменьшилась на 4 трлн руб. Это говорит о том, что переоценка стоимости недвижимости проводилась оценщиками на глаз, без всякого обоснования, в угоду заказчиков, чтобы любым путем содрать с собственника деньги и пополнить бюджет.

В этом году, как уверяют аналитики, количество судебных споров по налогам на имущество доходит до 90 процентов от всех рассматриваемых дел.

Власть не устраивает заниженная кадастровая оценка, граждан – завышенная. Чтобы разрешить спор, чиновники решают создать госоценщика, который, надо полагать, честно все посчитает.

Новый закон «О государственной кадастровой оценке», по которому вместо рыночных оценщиков процедурой государственной кадастровой оценки с 2017 года займутся государственные бюджетные учреждения (ГБУ), вряд ли спасет суды от массовых исков, а чиновников – от скандалов, поскольку данные, которыми оперируют оценщики, хоть частные, хоть государственные,– изначально неверны.

Только в Московской области, по данным Росреестра, значится около 250 тыс. объектов капитального строительства, зарегистрированных в упрощенном порядке – без проведения инвентаризации. По многим объектам выявлены расхождения данных в учете Росреестра и в базах налоговой службы (ФНС). Такие сведения и придется выверять создаваемой структуре.

Отсутствие кадастровой оценки мешает ввести налог на недвижимость, хотя такая задача стоит перед правительством еще с 2000 года. Из 89 субъектов РФ на сегодня закончили составление кадастра лишь 12, остальным остается на это меньше года. Справятся ли они с такой непростой задачей, если действующим законодательством не установлен сам механизм определения налоговой базы в отношении объектов, оценка которых в установленный законом срок не проведена.

Немало путаницы вносит и отсутствие унификации при определении кадастровой стоимости в отношении различных категорий объектов недвижимого имущества.

Остается сожалеть, что Росреестр устранился от контроля за этой работой с тех пор, как полномочия по проведению кадастровой оценки передали на региональный и муниципальный уровни. Хотя, казалось бы, кто, как не Росреестр должен нести ответственность за достоверность данных о недвижимости? И его, кстати, никто от такой обязанности не освобождал: соответствующие полномочия, как отмечают проверяющие, содержатся в положении о Росреестре. Так почему же чиновники этой службы никак не зададут общие правила по определению оценочной стоимости? Раз их нет, то каждый регион и норовит содрать с владельцев земельных участков, квартир, домов зданий как можно больше, чтобы залатать бюджетные дыры.

Время на исправление ошибок еще есть. ГБУ по кадастровой оценке в каждом субъекте РФ должны появиться к 1 января 2020 года. Оценка будет производиться по единой методике, разработанной Минэкономразвития РФ. А до этого времени законом установлен переходный период.

Но регионам не терпится как можно скорее получить налогооблагаемую базу, потому что долги растут, а бюджеты не пополняются. В поле зрения региональных властей попадает недострой.

Вот где можно развернуться! На 4,4 млн участков, по данным Минэкономразвития, выделенных физлицам для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), нет зарегистрированных зданий. Больше половины из них (до 2,6 млн) в Московской области, но власти не имеют административных мер воздействия на их собственников. Закон не позволяет без регистрации права собственности начислять с них налог, потому что до завершения строительства частный дом не считается имуществом, а сроки строительства его не ограничены. И налоговики ничего с этим поделать не могут. Ведь на государственном уровне до сих пор не принято никаких документов о порядке определения кадастровой стоимости сооружений и объектов незавершенного строительства.

Главная проблема в том, что под жилищное строительство выделяется около 10 процентов территории страны (16,5 млн га). Скупленная в свое время по дешевке земля пустует, а у регионов по-прежнему не хватает места под жилую застройку. 

Заметим, что это уже не первая попытка властей вывести недвижимость из тени. В октябре 2014 года Минэкономразвития РФ пыталось снизить количество незастроенных участков под жилищное строительство своими поправками в законодательство о шестикратном увеличении земельного налога при затягивании стройки более чем на пять лет. Но идея не прошла. Строить жилье на своем участке можно хоть всю жизнь. Закон этого не запрещает, это право собственника. И нарушать его никому не позволено.

Теперь почти забытую идею подхватили чиновники Московской области, изъявив желание бороться с незарегистрированными постройками с помощью повышенного налога на землю.

Воплотить задуманное хотят в законопроект, согласно которому владельцы недостроя, сознательно уклоняющиеся от постановки ее на налоговый учет, должны будут заплатить налог в пятикратном размере.

Это и должно побудить собственников к регистрации своих построек. О том, что дом достроен, будут судить по тому, что к нему подведены свет и отопление. Это и должно означать, что в нем уже можно жить. Подмосковные власти подсчитали, что с выводом народного имущества из тени местные бюджеты муниципалитетов пополнятся на два миллиарда рублей.

Пока закон пишут, власти проводят разъяснительную работу. Народ пугают тем, что если в следующем году налоговая «зафиксирует наличие объекта, за который не уплачиваются налоги, то собственнику начислят налоги сразу за три последних года, да еще и взыщут штраф – 20 процентов от неоплаченной налоговой суммы». Так, например, дачники в Чеховском районе за восемь соток платят 8,8 тыс. руб. налога на землю. Но если на участке найдут неоформленную постройку, то придется доплатить еще 44 тыс.руб.

В областном правительстве уже подсчитали, что таким образом за два года с собственников, сознательно не оформляющих документы на недвижимость (а в Подмосковье уже выявлено 3 тыс. незарегистрированных объектов), можно собрать довольно внушительную сумму – 1,8 млрд руб.

Помимо того, недвижимость без государственной регистрации права может быть признана самовольной постройкой, которой грозит снос.

Казалось бы, зачем огород городить, уже сейчас Налоговый кодекс позволяет объектом налогообложения признать не только расположенное в пределах муниципального образования имущество: жилой дом, квартиру, гараж, машино-место, – но и объект незавершенного строительства. Кстати, и Закон «О государственном кадастре недвижимости» также позволяет поставить недострой на кадастровый учет. Но в нем речь-то идет о муниципальном образовании, т.е. о городе, а деревни и СНТ муниципалитета не имеют.

Закон о дачной амнистии позволяет зарегистрировать деревенское или дачное имущество без особых проблем. Проблема в том, что регистрация прав собственности согласно законодательству проводится только по заявлению физлиц или юрлиц, и до его подачи формально с точки зрения закона на участке как бы ничего нет. Вот почему Росреестр до сих пор не может увязать данные о таких домах с данными о собственниках земли, на которой они построены.

Суды в таком вопросе занимают двоякую позицию. С одной стороны, они признают незавершенные объекты строительства имуществом, но с точки зрения налога на недвижимость незарегистрированные дома просто не существуют и относятся к движимому имуществу как набор стройматериалов.

В то же время участок со всеми «временными» строениями и всем добром, что на нем расположено, хорошо продается. До тех пор, пока дом не достроен, не введен в эксплуатацию и не поставлен на кадастровый учет, кадастровой цены у него нет.

Несогласная с такой оценкой налоговая должна доказать, что это имущество – недвижимость. А это без желания владельца зарегистрировать недострой как недвижимое имущество сделать невозможно. Вот и получается замкнутый круг.

Другое дело, что постройка хоть и не оформлена в частную собственность, но на кадастровый учет поставлена. А взимать с нее налоги государство не может, потому что налогооблагаемая база у него отсутствует. Минфин попытался разрешить такое противоречие, обозначив в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы» возможность взимания налога на имущество с владельцев земли, поставивших здание на кадастровый учет, но не оформивших право собственности на него.

Налоговики предлагают пойти еще дальше и ввести регистрацию в Росреестре начала любой стройки и потом в уведомительном порядке сообщать, как идут дела и когда дом будет построен. Тогда весь недострой быстро окажется под присмотром налоговой. Но не все законодатели такую инициативу поддерживают. Ведь недостроенный дом на своей земле можно и разобрать. Как регистрировать то, чего нет?

Бороться с недостроем можно и нужно. Но делать это надо строго в рамках закона. Не опережая законодателя. Чиновники стараются успокоить народ, что, мол, налоги на недвижимое имущество будут посильными и для состоятельных, и для бедных. Только верится в это с трудом.

Ошибки первой кадастровой кампании говорят о том, что прежде чем проводить устрашительные меры, надо прояснить в новом законе о кадастровом учете немало возникающих неясностей.

Какой это будет закон, можно только гадать. Не получится ли так, что пострадают от этого в первую очередь старики, много лет назад пристроившие к своим крохотным домикам мансарды, поставившим сараи или баньки у себя на участке. Им могут выписать такой налог, что придется отказаться от своих дачных домиков. Черные риэлторы только того и ждут, чтобы по дешевке скупить у них все их постройки вместе с земельными участками.

Хорошо бы государству начать наводить порядок с себя. В каждом районе найдется свой долгострой. Помнится, в прошлом году Счетная палата насчитала в регионах 9 тыс. недостроенных объектов на сумму около 2 трлн рублей.

За этими триллионами потраченными, как теперь принято говорить, неэффективно, стоят недостроенные школы, здания, сооружения самого разного вида и предназначения. На их консервацию, а потом и восстановление требуется намного больше средств, чем на само строительство. Если бы государство начало наводить порядок в этом своем хозяйстве, то у него сразу появилось бы больше объектов налогообложения. И тогда, может, хоть стариков с их шестью сотками и садовыми домиками оставили бы в покое. 

Иван Полетаев

Ссылка.

Просмотров: 411 | Добавил: igrek
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz